Арт терапия
Арт-терапия: что это за метод
Под арт-терапией подразумевается психотерапевтическая методика, позволяющая лечить расстройства психики с помощью искусства и творчества.
Многие рассматривают это понятие слишком узко, имея в виду лишь изобразительное творчество. На самом деле круг средства арт-терапии гораздо шире.
Арт-терапия, если можно так выразиться, возникла своевременно. Основателем ее считается британский художник Адриан Хилл. Во второй половине 30-х годов прошлого века он занимался в санаториях с людьми, больными туберкулезом. Вскоре наработанная им методика распространилась и в других странах: в Америке ее использовали для реабилитации малолетних узников фашистских концлагерей. Кстати, элементы арт-терапии применялись жертвами и в самих лагерях: в пример можно привести Терезинский лагерь с его активной культурной деятельность, удивившей и поразившей впоследствии весь мир. Именно творчество позволило людям выжить и сохранить психику в жесточайших условиях концентрационного лагеря.
Вначале последователи арт-терапии брали за основу наработки Фрейда и Юнга. Каждый вид человеческой деятельности, включая творческий процесс, они рассматривали как результат работы подсознания. Поэтому продукт этого творчества (произведение искусства) может рассказать об имеющихся психических отклонениях и помочь в их излечении.
Психоаналитики считают, что человеческое сознание крайне нуждается в самовыражении. Поэтому предметом изображения всегда являются темы, наиболее актуальные для человека на текущий момент. Чувства, эмоции, желания и стремления проявляются в виде символов – в первую очередь зрительных образов. Именно визуальные виды искусства первые поклонники психоанализа наделяли первостепенной ролью. Возможно, они ценили наглядность отражения психических процессов. Но музыка, танец, литературное творчество выявляют внутреннее состояние человека не менее, а часто и более полно, чем рисование.
По мнению сторонников психоанализа, принцип действия арт-терапии основан на так называемой сублимации. Сублимация – это защитный механизм сознания, подразумевающий избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций через творческую или иную социально одобряемую деятельность. Автор термина «сублимация», Зигмунд Фрейд, считал эту возможность чрезвычайно полезной для трансформации негативных качеств человека в позитивные.
Сегодня под сублимацией понимается гораздо более широкое поле деятельности: наука, предпринимательство, политика, медицина и т.д. К примеру, склонность к издевательствам и жестокости возможно сублимировать, если заниматься хирургией. Но все-таки творчество и деятельность в сфере искусства психотерапевты продолжают рассматривать как определяющие направления.
Одной из задач арт-терапии является воспитание у пациента стремления к самоанализу, самовыражению и самопознанию. Если такое стремление развить удается, психическая жизнь человека обретает гармонию. Другие задачи арт-терапии: социализировать человека, способствовать коммуникации, поднимать самооценку, развивать лучшие личностные качества. Также посредством этого метода можно снять страхи, справиться с фобиями и закомплексованностью. Кроме того, человек приобретает навык адекватно, не выходя за «рамки», выражать негативные эмоции: недовольство, обиду, агрессию.
Арт-терапия –это скорее увлекательные занятия, нежели психотерапевтическая терапия. Именно это притягивает к ней людей.
Необходимо заметить, что арт-терапия не акцентирует внимание на наличии у человека способностей или таланта к творчеству. Этому не придается никакого значения. Главное – возможность выразить свой внутренний мир. От пациентов вовсе не требуется после курса занятий связывать свою дальнейшую жизнь с живописью, музыкой или скульптурой. Методика направлена в основном на работу с детьми, подростками с проблемами в общении, пожилыми людьми, инвалидами.
Иногда арт-терапия способна на большее, чем просто приведение в норму психического состояния человека. Сторонники теории Юнга полагают, что у каждого человека имеется свой жизненный миф, то есть история развития личности. Ее можно распознать по определенным символам, выявляющихся в процессе творческой деятельности. Причем на этот миф можно влиять, корректируя таким образом внутреннее состояние пациента.
Кому полезны занятия арт-терапией
Арт-терапия показана при стрессовых состоянии, чувстве одиночества или неудовлетворенности жизнью, сложных отношениях в семье, заниженной самооценке, наличии страхов, фобий или гнетущего ощущения тревоги.
Но методика полезна всем, а не только людям, страдающих психологическими проблемами. Человеческая психика – материя тонкая и уязвимая, и профилактика никогда не будет лишней.
Методы арт-терапии
Первоначально поклонники данной теории были сосредоточены только на изобразительном творчестве. Пациенты рисовали красками или карандашами. Психологической составляющей других видов искусства уделялось второстепенное внимание. Сегодня сфера арт-терапии – это практически все виды творческой деятельности:
- скульптурная лепка;
- хореография;
- музыка;
- фотография;
- литературное сочинительство и творческая интерпретация произведений (сказкотерапия, библиотерапия);
- кукольный театр;
- создание композиций из песка.
Кое-какие методы (например, песочная терапия) в России кажутся не совсем обычными. Зато в Европе подобные варианты очень популярны. Основные «орудия» творчества – песок, вода и маленькие фигурки. Пациентам нравится простота этого вида терапии, неограниченные возможности фантазирования при создании образов, легкость их разрушения и восстановления. Работа с песком схожа с неким ритуалом и имеет философское начало. Песок и вода выступают в роли «текучих», естественных природных сил, а рукотворные фигурки – в роли сил стабильных, долговечных. Вся картина в целом символизирует одновременное присутствие в жизни временного и вечного, истинного и ложного.
Главным объектом арт-терапии являются зрительные образы, ведь воспринимать мир визуально любой человек начинает с самого рождения, не умея еще ни разговаривать, ни читать.
Музыкальная терапия – объединяет ряд методов, предполагающих как пассивное прослушивание музыкальных произведений, так активное участие: игру на музыкальных инструментах, вокал. Одним из действенных методов музыкальной терапии является позаимствованное у Японии караоке. Большинство людей используют музыку именно как психотерапевтическое средство, для обретения душевной гармонии.
Ландшафтная терапия – также не относится к обычным видам. Создание художественных и скульптурных композиций происходит на лоне природы, под впечатлением от красоты окружающего ландшафта. При этом все арт-композиции создаются из природного материала. В принципе, человечество с древнейших времен ценило природу как самого талантливого целителя.
Рисование жестами – пожалуй, самый экзотичный вид арт-терапии. Автор методики – шотландский психолог Беверли О,Корт. Основана она на контактировании человека со своим телом.
Самый привычный для человечества способ обмена информацией – вербальный, то есть словесный. Но не все чувства и эмоции можно выразить таким способом. Поэтому люди стремятся выразить свой внутренний мир средствами искусства. Ни речевое, ни даже телепатическое общение не способны в полной мере справиться с этим. Особенно это касается людей с психическими проблемами, у которых часто возникают затруднения в общении и самовыражении. Поэтому психотерапевты ищут нетривиальные пути «извлечения» нужной им информации из сознания пациента. Выразив средствами искусства то, что невозможно выразить более привычными способами, пациент получает шанс справиться со своими психологическими проблемами.
Как проходят занятия
Арт-терапия – это метод, имеющий достаточно много вариаций. Заниматься можно индивидуально либо в составе группы. Кроме того, занятия могут быть самостоятельными, не требующими обязательного участия специалиста. Если для достижения терапевтического результата хватает творческого момента как такового, то самостоятельная работа вполне оправдана. Для таких случаев разработано много методических пособий.
К примеру, человек может изобразить собственное настроение. Это может быть как абстракция, так и вполне реальный предмет, а также человек или животное. Главное, чтобы на рисунке были отображены актуальные эмоции. Когда рисунок готов, человек должен рассмотреть его детально, почувствовать, насколько комфортно представлять себя находящимся внутри изображения. Если возникает ощущение дискомфорта, рисунок можно поправить, видоизменить: удалить некоторые элементы, закрасив или даже отрезав их, пририсовать что-то новое. Чтобы избавиться от какого-то страха или фобии, можно изобразить (или слепить) монстра, и, выразив словесно свое мнение по поводу его «персоны», переделать монстра в более симпатичный и позитивный персонаж.
На коллективных занятиях группа создает общий рисунок, композицию или сочиняет историю, сказку. Иногда устраивается чтение вслух литературного произведения, инсценировка какого-либо отрывка.
Как правило, коллективные (и большая часть индивидуальных) занятия проходят под руководством и при непосредственном участии арт-терапевта. Специалист не только организует мероприятие, но и следит за состоянием каждого члена группы, анализирует его изменения. Профессиональной арт-терапией могут заниматься люди творческих профессий, в основном это художники. Именно люди искусства как никто другой понимают значение творческого момента в гармонизации психических процессов. Зачастую в роли арт-терапевтов выступают психологи или медики-психиатры. В наше время арт-терапевты содержатся в штате многих психиатрических лечебниц, оказывая существенную помощь пациентам.
Важно понимать, что арт-терапия – это длительный курс, рассчитанный на несколько месяцев или даже лет. Несмотря на это, пациенты не стремятся пройти его как можно быстрее: арт-терапия доставляет людям настоящее удовольствие. Данная методика исключает любое напряжение, а, напротив, предполагает полное расслабление. Только максимально раскрепостившись, человек может по-настоящему выразить свое внутреннее состояние. И вот здесь мы подходим к важному нюансу: пациент не должен быть профессионально связан с тем видом творческой деятельности, которым он станет заниматься на сеансах арт-терапии. Любой профессионал вместо выражения собственных эмоций и внутренних порывов начнет акцентировать внимание на качестве создаваемого произведения, и самораскрытия не получится. Итак, художник на таких занятиях будет, допустим, танцевать, а танцор – лепить скульптурную композицию.
Детская арт-терапия
Арт-терапия очень полезна для детей дошкольного возраста. Мышление маленьких детей развивается активнее, чем в любом другом возрасте. Ребенок знакомится с самыми разными видами творческой деятельности, и происходит это в основном процессе игры. Дети – большие фантазеры, и для них больше всего подходит терапия сказкой.
Арт-терапия для людей в возрасте и пожилых
Не только дети остро нуждаются в этом интересном методе коррекции психического состояния. Взрослым самовыражение порой даже более необходимо. Возраст, социальное положение, образование, жизненный опыт и умственные возможности тут не играют никакой роли: показать миру свое глубинное «я» хочется каждому.
Сегодня арт-терапия для взрослых людей имеет в своем «арсенале» самые разнообразные методы и формы, намного более прогрессивные, чем раньше. Примером может служить такая новинка, как фототерапия.
Пациент, участвующий в занятиях фототерапией, работает с фотографиями уже существующими либо сделанными им самостоятельно. Здесь можно применять компьютерные программы, например, тот же «Фотошоп». Некоторые люди избегают разглядывать свои изображения на снимках и даже в зеркало смотрятся лишь в случае крайней необходимости. Другие, напротив, уделяют качеству своих изображений чрезмерно большое внимание. И те, и другие имеют недостаточную самооценку и сниженную коммуникативность. Когда специалист рассматривает сделанные или обработанные пациентом фото, он понимает суть психологических проблем данного человека и составляет для себя представление об общих чертах его личности.
Пожилые люди и старики нередко имеют возрастные нарушения психологического характера, а также снижение умственных возможностей. Поэтому арт-терапия способна оказать им существенную помощь. Слабоумие людей преклонных лет (старческая деменция), к сожалению, встречается не так уж редко и значительно снижает качество жизни пожилых. В настоящее время медицина еще не знает способов полностью избавить человечество от этой проблемы, однако замедлить развитие деменции можно. Чтобы это стало реальным, мозг пожилого человека должен постоянно находиться в активном состоянии, то есть развиваться. И здесь именно арт-терапия может оказать неоценимую помощь.
Исследования 2014 года полностью подтвердили теорию о зависимости умственного здоровья пожилых людей от степени активности их умственной деятельности. Ученые из Германии работали с группой людей от 63 до 72 лет. Суть заключалась в занятии творческими видами деятельности, посещении выставок и художественных галерей, прослушивании лекций о различных видах искусства. По окончании эксперимента люди из этой группы прошли процедуру исследования мозга на МРТ. Выяснилось, что у всех участников произошло значительное улучшение качества связей между системами нейронов и возросла психологическая устойчивость.
Рекомендуем
Что можно ждать от психотерапии, за одну или некоторое количество встреч и почему все временные рамки в терапии очень приблизительны.
Гость
|
спасибо
|