Интегративный подход и его значение в психотерапии

весенняя скидка.jpg


интегративный подход.jpg



Основной принцип психотерапии – не навредить пациенту. Специалист, ставящий своей задачей интеграцию личности клиента, отыскивает позитивный ресурс внутри самого человека и помогает личности раскрыться наиболее полно, а значит, улучшить качество жизни.

Интегративный подход в психологии

Что означает понятие «интегративный подход в психологии»? Дело в том, что человеческая психика – сложная многокомпонентная система, поэтому при работе с пациентом психотерапевт разрабатывает и решает индивидуальную, предназначенную только для этого конкретного случая задачу.

Личность человека –это внешнее проявление глубинных психических процессов. Психическое здоровье любой личности наиболее полно проявляется в умении интегрировать опыт, осознавать и оценивать конфликтные ситуации. Недостаточное обладание навыками интеграции – прямой путь к формированию иррациональных реакций, а в крайних проявлениях – к развитию симптомов девиантного поведения и других психических патологий.

Методика психосоциальной работы, опирающаяся на интегративный подход, использует разнообразные психотерапевтические техники. Все они имеют общий момент: задействование личностных ресурсов.


Интегративный подход – чрезвычайно старое явление в историческом плане, но в западной психологической практике принципиально новое направление как для специалистов, так и для людей, обращающихся за психологической помощью.


Зигмунд Фрейд.jpg

Зигмунд Фрейд

В новом тысячелетии особую актуальность приобрели направления, которые трактуют психику личности как сложную систему, состоящую из многих уровней и способную к саморегуляции. Родоначальником подобных подходов по праву считается Зигмунд Фрейд, ведь именно ему принадлежит идея тесной созависимости всех составляющих психики, а также взаимодействия их с окружающей действительностью.

Большой вклад в развитие интегративного метода внес швейцарец Карл Густав Юнг, разработав принцип структурности человеческого сознания и обозначив комплексы и архетипы.

Карл Густав Юнг.jpg

Карл Густав Юнг

Архетипы – символы, отображающие пережитый личный либо коллективный опыт. Они связывающие сознание индивида с совокупным эмоциональным опытом всех проживавших на планете людей. В основе психики Юнг поставил так называемую самость – архетип, объединяющий сознательное с неосознаваемым и выделяющий индивидуальность из всего окружающего мира. В результате интеграции комплексов и архетипов личность достигает «самости» (целостности), то есть максимально полно реализует свои потенциальные возможности.

итальянец Роберто Ассаджиоли.jpeg

Роберто Ассаджиоли

Сторонниками интегративного подхода были знаменитые психологи: итальянец Роберто Ассаджиоли, чех Станислав Гроф, американец Кен Уилбер. Все они работали над сложными картами человеческой психики, включающими надличностную сферу и раскрывающими взаимосвязь сознательного и бессознательного. Особенно преуспел в этом деле Станислав Гроф, составив наиболее полную модель карты неосознанного. Этот труд явился результатом скрупулезного изучения различных феноменальных состояний психики, которое ученый вел на протяжении трех десятков лет.

Метод интегративного подхода базируется на следующих принципах:

1. Целостность.

Психика рассматривается как необычайно сложная система, для которой характерна многоуровневость. Система эта способна к самоорганизации и саморегуляции, поддержанию и восстановлению динамического равновесия. Также она в состоянии формировать новые варианты организации. Принцип целостности хорошо выражен в знаменитой врачебной аксиоме о приоритетности лечения самого больного, а не его заболевания.

Альфред Адлер, известный австрийский психолог

Альфред Адлер - австрийский психолог

Альфред Адлер, известный австрийский психолог, провозглашал важность понимания каждой личности как целостной интегрированной системы. Учение Адлера строится на таких постулатах как целостность, единство индивидуального жизненного стиля, социальное поведение, целенаправленность действий.

Из этого следует, что принцип целостности нужно рассматривать как необходимое условие сложного внутреннего процесса развития и преобразования личности.

2. Генетика.

Наша психика обладает способностью «выбирать» приоритетные направления своего развития. Этот потенциал заложен в людях генетически.

Как правило, выбор делается в критические моменты, когда система вынуждена определять дальнейший путь и следовать в заданном направлении.

генетика семьи.jpeg

Практикующие психологи знают, что человеку, находящемуся в ситуации выбора, требуется помощь и поддержка на уровне эмпатии. Когда возможности определены и человек готов воплощать намеченное в жизнь, то клиент продолжает нуждаться в поддержке, ведь система теперь будет функционировать в новом, непривычном режиме.

С учетом интегративного подхода подобное состояние выбора как нельзя лучше способствует применению высокоэффективных психотехнологий, используемых для погружения в измененное состояние сознания.

3. Обусловленность.

Психика человека – это, по сути, сложная система осознаваемых и неосознаваемых сфер. Обусловленность как принцип предполагает наличие не одних только прямых причинно-следственных связей внешнего мира, понятных каждому здравомыслящему. Существуют еще и взаимообусловленные (каузальные) внутрипсихические процессы, которые одновременно связаны и с внешним миром.

Пребывая в депрессии, человек видит все события с позиции своего негативного состояния. Такая трактовка событий, искажающая линейную сферу, является следствием состоянием всей системы. Уровень искажений зависит от силы и яркости эмоциональных переживаний.

Удивительно, но в действительности каждый имеет то, во что верит («воздается» по вере). Нередко та или иная концепция становится действенной не из-за ее научной обусловленности, а в силу безусловной веры в нее. Именно поэтому проповеди священника зачастую приносят неизлечимо больному гораздо больше пользы, нежели работа психолога.

4. Позитивность.

Подразумевается концентрация специалиста и клиента на позитивном опыте. На первом же этапе работы необходимо находить положительные моменты в состоянии пациента. Таким образом человек получает возможность рассмотреть происходящее с ним «с другой колокольни».

Отметим, что речь идет не о постоянном подбадривании и успокаивании. Скорее здесь имеет место принцип активного сопереживания: психолог четко ограничивает область своих возможностей в связи с состоянием конкретного клиента и исходит в работе именно из этого.


Позитивность предусматривает ряд этапов во взаимодействии с пациентом:

– процесс рефлексии состояния: клиент осознает свою проблему и факторы, которые на нее повлияли;

– эмоциональное подключение психолога к проблеме клиента, «прокручивание» ситуации специалистом в своем сознании и вживание в нее; установка «обратной связи» между специалистом и клиентом;

– формулирование цели совместной психосоциальной работы, разъяснение пациенту собственного видения проблемы, озвучивание своей концепции, обоснование выбранных техник;

– помощь клиенту в интеграции нового личностного опыта: направление на осознание переживаний и оценку открывающихся возможностей, а также каждодневное конструктивное применение этих возможностей;

– организация наблюдения за социальным поведением клиента и обеспечение поддержки после завершения курса психосоциальной работы.

позитивные эмоции.jpg

Ценность принципа позитивности в том, что подключение человека к положительному эмоциональному состоянию гарантирует «вливание» в него энергии, необходимой для задействования творческого потенциала, обретения навыков саморегуляции, открытия возможностей проявления себя в обществе.

Пациент, усвоивший принцип позитивности, начинает понимать, что страдание – совершенно необязательное условие для продуктивной жизни, соответствующей потребностями возможностям.


5. Соотнесенность.

Данный принцип подразумевает наличие соответствия между:

  • видом и интенсивностью применяемых техник;
  • степенью эмоциональной зрелости и уровнем чувствительности психики клиента.

Опираясь на принцип соотнесенности, определяют ряд условий, необходимых для организации и ведения курса:

– теоретическая подготовленность специалиста к ведению психосоциальной работы, наличие практического опыта, умение эффективно воздействовать на психофизическое состояние клиента; все техники специалист обязан сначала опробовать на себе;

– чувство меры в применении сильнодействующих психотехник: превышение разумного максимума ведет к нарастанию сопротивления со стороны клиента, снижению уровня его адаптации. В то же время занижение степени интенсивности психологического воздействия, неоправданное «урезывание» или упрощение курса лишает пациента возможности глубокой трансформации личностного опыта.


В итоге сводится на нет эффективность всей работы. Не стоит забывать: универсальных техник, способных помочь в любой ситуации, не существует, но главное, чтобы специалист воплощал в себе гармонию, целостность, сопереживание и любовь;


– пациент должен понимать суть и смысл проводимой с ним работы и внутренне принимать его. Например, если клиент является убежденным материалистом, не стоит предлагать ему идеалистические концепции о существовании души и заниматься практиками, связанными с реинкарнацией (прошлыми земными «воплощениями»). 

Даже если специалист сам уверен, что корень нынешних проблем клиента кроется именно в его «предыдущих жизнях», эффекта такая работа не даст. Если пациент – ярко выраженный астеник и находится в беспомощном депрессивном состоянии, ему противопоказаны сильнодействующие эмпирические методы, если они применяются без предварительной тщательной подготовки;

– задачи, которые ставит перед собой специалист, не должны противоречить целям клиента. Если проблема клиента достаточно проста, решать следует именно ее, не предлагая углубляться в «дебри».

6. Потенциальность.

Для понимания сути принципа потенциальности приведем следующий пример. Ментальность русских людей имеет особенность: пространство воспринимается и переживается ими как беспредельный простор, освобождение от неволи, свободное дыхание, иными словами, полноценная, нестесненная духовная жизнь.

по вере воздастся-интегративный подход.jpg

Принцип можно эффективно использовать для мобилизации человеком своих внутренних ресурсов. Такая мобилизация способствует выходу из кризисного состояния, преодолению чувства страха, тревоги и отчаяния, ставших следствием отсутствия адекватной поддержки со стороны окружающих и неумения поддержать самого себя.


Любой человек потенциально способен к саморазвитию, поэтому в наших силах достичь состояния целостности и внутренней свободы.


Ресурс потенциальности может быть задействован на различных уровнях: не всегда это высший духовный уровень. Различаются между собой и способы раскрытия потенциальности.

Психосоциальное взаимодействие предполагает следующие формы раскрытия потенциальности:

  • знакомство со структурой разными сторонами собственной личности, выявление своих способностей, характеристик, качеств и т. д.;
  • осознание своих возможностей как в духовном, так и в материальном и социальном плане;
  • соотношение с главными элементами собственного «Я», выявление сходства и различий;
  • наиболее полное раскрытие своего внутреннего потенциала, ресурса;
  • усиление главных направлений и характеристик личности, особенно динамического равновесия и конативной функции;
  • обретение навыков контроля над элементами структуры собственной личности, то есть своего «Я», отказ от полного отождествления себя с ними;
  • развитие творческого потенциала, достижение высоких уровней психического состояния сознания, определение смысла существования.

Основная цель принципа потенциальности – раскрытие эффективных направлений дальнейшего развития, взаимодействия с обществом.


7. Многомерность истины.

Универсальных, применимых к абсолютно любым жизненным ситуациям теорий, учений и концепций не существует. Все они справедливы лишь при определенных условиях и имеют только некоторую долю вероятности. Даже самые знаменитые психологические теории – это прежде всего стремление сконцентрировать и озвучить свой собственный психологический опыт. Точно также поступают проповедники банальных концепций о реальности «сглаза» и «порчи».

8. Все известные психотерапевтические системы основываются на принципе интеграции, единения и гармонизации внутренних возможностей и способностей, осознаваемых или бессознательных. Интегративный подход базируется на постулате о том, что ресурсы психики каждого человека гораздо богаче того потенциала, который используется в повседневности.

интегративный подход к проблеме.jpg

Традиционные психологические практики используют вербальный диалог, поэтому глобальная коррекция психики, способствующая избавлению от глубоких внутренних конфликтов, немыслима без долгой скрупулезной психотерапевтической работы. Длительность психотерапии.

Представители ортодоксальных школ не могут и объяснить быстрых (иногда в течение нескольких дней или даже часов) глубинных изменений в структуре личности. Они не в состоянии воспринять, что трансформация возможна и без строгого следования выбранной теории и технике, и что иногда гораздо эффективнее действует доверие ко всему происходящему в процессе интегрирования. А ведь это вполне реально, потому что в процессе общения клиента с психологом, использующим интегративный подход, происходит самораскрытие личности и познание ею собственных возможностей. Последователи же традиционных школ стремятся пользоваться универсальными рецептами и сценариями.

Интегративный подход учитывает прежде всего способность человеческой психики меняться и совершенствоваться. Пациент в процессе взаимодействия с психологом осознает, что в состоянии помочь себе сам. Интегративный подход можно сравнить с лучом фонарика, неожиданно высвечивающим определенную часть пространства. Кто-то способен увидеть в свете этого луча ситуацию с максимальной четкостью, а кому-то его свет представляется тусклым или рассеянным. Все зависит от воли человека и его способности к концентрации.



Рекомендуем

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Цель когнитивно-поведенческой терапии – изменить эмоциональные реакции индивида, откорректировав его взгляды, убеждения, принципы. В конечном итоге меняется поведение человека, а значит, жизнь его улучшается, взаимодействие с окружающими становится более продуктивным.

Семейная системная психотерапия

системная терапия

Семейная системная психотерапия
Семейная системная психотерапия (ССТ) – это особый вид психологического консультирования, который практикуют относительно недавно.
Системный семейный психотерапевтический подход во многом отличается от других видов психотерапии, в качестве пациента рассматривается не отдельный человек, со своим запросом, а вся семья в целом (включая детей).

Экзистенциальная психотерапия Экзистенциальная психотерапия
Экзистенциальное направление в психотерапии (existential therapy) определяет своей задачей сподвигнуть пациента к осознанию своих жизненных установок и выстраиванию дальнейшего пути в соответствии с этими установками.

Психоаналитическая психотерапия Психоаналитическая психотерапия
Что представляет собой психоаналитическая психотерапия, какие цели перед ней стоят и кому она показана. Отличия от психоанализа и юнгианской терапии.
Разбираемся в особенностях одного из направлений психотерапии.

Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Звоните, и мы поможем Вам!
Задайте нам вопрос +7(812) 920-49-90

или
напишите ваш почтовый адрес: