Супервизия для психологов
Супервизия – эффективный инструмент для повышения квалификации специалистов, занимающихся психологическим консультированием. В ходе сеанса психолог рассказывает старшему коллеге о своих затруднениях в работе, а тот помогает в их разрешении.
Важность супервизий для практикующих психологов и психотерапевтов, а также отличие этих сессий от индивидуальной (личной) терапии.
Что такое супервизия и для чего она нужна
Супервизией называют совместный сеанс двух психотерапевтов, один из которых – практикующий психолог, а другой – его более опытный коллега. Целью такой работы является повышение квалификации первого. Супервизор, выступающий в роли наставника, дает супервизанту («ученику») рекомендации, советы, анализирует конкретные клинические случаи. Иначе говоря, супервизор – это психолог для другого психолога. Во время подобных сессий психотерапевт получает прекрасную возможность решить актуальные проблемы, поднять свой профессиональный уровень. Как правило, у каждого специалиста имеется главный супервизор, с которым он взаимодействует на регулярной основе, а также другие супервизоры и группы, куда можно обращаться от случая к случаю.
За консультацией супервизора чаще всего обращаются специалисты, использующих в своей практике методы психоанализа, КПТ, гештальт-терапии, балинтовских групп. Но супервизии приносят большую пользу всем психологам и психотерапевтам, независимо того, какой теоретический подход они предпочитают.
Что дает супервизия практикующему специалисту
Многие психологи испытывают дискомфорт, тревогу, раздражение и даже чувство стыда, когда идет разбор проблем, с которыми он сталкивается в своей практике. Из-за этого они относятся к супервизиям с опаской и упускают возможность развиваться, достичь новых высот в профессии. Хорошо, когда супервизант понимает цель таких консультаций и осознает, что они не имеют ничего общего с попыткой вмешаться в его работу.
Супервизия – это не личная терапия, в супервизант – не пациент
Во время сессии происходит исследование потребностей и страхов супервизанта, однако это нужно прежде всего для улучшения его работы с собственными клиентами. Существуют такие понятия как перенос и контрперенос.
Перенос – это когда пациент проецирует на психолога свои чувства и эмоции.
Контрперенос – ответная реакция специалиста на перенос пациента. Иногда психолог в ходе консультирования задействует собственные переживания и чувства, вносит в сценарий сеанса свои неразрешенные проблемы.
Супервизия помогает специалисту не запутаться, преодолеть затруднения в профессиональной деятельности.
Основные особенности супервизии и отличие ее от индивидуальной терапии
К сожалению, не все понимают смысл и значение супервизии. Как правило, психолог или психотерапевт проходит индивидуальную (личную) терапию, так зачем ему супервизии?
Ответ на этот вопрос будет однозначным: супервизии принесут пользу, ведь цели этих сеансов существенно отличаются от тех, которые преследует индивидуальная терапия, да и формат иной.
Рассмотрим важные особенности супервизий
Задачи
- индивидуальная терапия – решаются проблемы пациента;
- супервизия – решаются проблемы специалиста.
Длительность
- индивидуальная терапия – ограничена определенными временными рамками;
- супервизия – не ограничена сроками, сессии можно брать в течение всей профессиональной деятельности.
Позиция
- индивидуальная терапия – терапевт не дает оценку личностным качествам и действиям клиента;
- супервизия – супервизор не может обойтись без оценки деятельности супервизанта.
Требования
- индивидуальная терапия – уровень организации личности клиента не имеет значения;
- супервизия – специалист должен иметь ответственность, профессиональную подготовку с учетом метода, в рамках которого практикует, а также проходить индивидуальную терапию (чтобы понимать особенности собственной психики).
Общение
- индивидуальная терапия – клиент озвучивает первые приходящие в голову мысли;
- супервизия – разговоры специалиста «крутятся» вокруг личности и проблем пациента, свои собственные эмоции и переживания он так или иначе проецирует на клиента.
Задача супервизора состоит в том, чтобы выявить мешающие профессиональной деятельности супервизанта проблемы и помочь разрешить ее. В сложных случаях наставник предлагает «ученику» пройти индивидуальную терапию. Но индивидуальную терапию должен проводить не супервизор, а другой психотерапевт.
Иначе возможен интерролевой конфликт (когда один человек исполняет две роли или больше). Такая двойственность снижает эффективность супервизии, вносит неясность в отношения супервизора и супервизанта.
Супервизия и интервизия: в чем отличие
Супервизия у психолога – это отношения двух профессионалов, когда более подкованный и квалифицированный помогает, поддерживает своего менее опытного коллегу, дает ему советы и разбирает ошибки. Главный супервизор практикует в том же направлении, что и его подопечный. Интервизия же представляет собой сессию коллег с одинаковым статусом, на равных условиях.
Чем занимаются на супервизии
Во время сессии участники анализируют ситуацию, вызывающую затруднение у супервизанта. Важно рассмотреть все обстоятельства, которые по мнению психолога завели его в тупик, тщательно проанализировать и оценить мысли, чувства и эмоции. Разбирая шаг за шагом конкретный клинический случай, коллеги ищут пути для решения проблемы. При этом супервизант соблюдает конфиденциальность. Личные данные своих пациентов он не разглашает – описывается лишь суть проблемы и озвучиваются собственные затруднения специалиста.
Чтобы лучше понять, как проходит сессия, рассмотрим подробнее цели и задачи ее участников.
Чего ожидают от супервизанта
- вкратце описать проблему клиента;
- перечислить цели и задачи предстоящего обсуждения;
- рассказать, почему именно этот случай выбран для обсуждения;
- кратко рассказать о событиях, предшествовавших сеансу, чтобы супервизор вошел в курс дела;
- озвучить, чего ожидает от этой сессии;
- обозначить как можно четче, какую помощь надеется получить от супервизора.
В чем заключается помощь супервизора
- Одна из главных задач супервизора – создать такие условия, чтобы сессия была максимально эффективной. Наставник должен раскрыть потенциал «ученика», помочь ему в решении конкретных проблем. Для этого супервизор тщательно готовится к сессии, изучает материал.
Групповые супервизии проходят подобным же образом. Клинический случай разбирается всеми участниками сеанса. Групповые сессии проходят в следующем формате:
- Супервизант рассказывает о клиническом случае, наблюдатели слушают его.
- Озвучивается запрос.
- Определяется регламент сеанса (временные рамки): вопросы, работа над запросом, общение наблюдателей и супервизора, обратная связь;
- Группа и наставник задают вопросы, касающиеся рассматриваемого случая.
- Проводится работа согласно запросу.
Обычно запросы, формируемые на супервизиях, достаточно сложные. Наставник и участники разрабатывают наиболее эффективную стратегию терапии для конкретного случая. Таким образом, психолог временно выходит с «поля боя» и получает возможность сосредоточиться на своих мыслях и эмоциях, оценить собственное поведение и перспективы. Участие в супервизиях помогает специалистам избежать профессионального выгорания.
В каких случаях рекомендуется супервизия
Не существует строгого регламента, с какой регулярностью и в каких случаях нужно посещать супервизии. Начинающий специалист практически постоянно нуждается в профессиональной поддержке и помощи. Перечислим самые распространенные ситуации, когда психолог обращается за помощью к более опытному коллеге.
Ведение собственной практики – дело непростое, даже при наличии глубоких теоретических знаний и индивидуальной терапии. Тем более это сложно на начальном этапе.
Только что получивший диплом психолог подкован лишь теоретически, поэтому естественно, что первый прием вызывает у него чувство растерянности, тревоги или даже страха. Чтобы развиваться и стать настоящим профессионалом, можно пользоваться помощью и поддержкой супервизора.
Психолог чувствует, что попал в тупиковую ситуацию при работе с конкретным пациентом. В подобных случаях необходимо общение с супервизором. Не обязательно старший коллега подскажет, в каком направлении следует двигаться, однако он точно поддержит в трудный момент, поможет преодолеть напряжение, неуверенность, страх.
Психолог длительное время работает с пациентом. Если терапия затянулась, это не обязательно плохо. Каждый человек живет в собственном темпе, и срок, необходимый для обретения точки опоры, также для всех индивидуален. А вот специалист, долго общающийся с пациентом, может «сбиться с курса». В таком случае у психолога возникает ощущение двойственности, размытости, ему кажется, что он перестал правильно понимать запрос клиента. Супервизия дает возможность получить свежий взгляд на затруднительную ситуацию, рекомендации, советы и, конечно, поддержку.
Важность супервизий
Профессиональная помощь и поддержка в психотерапии играет огромную роль. Обсуждая с коллегами трудные случаи из своей практики, специалист получает возможность сохранить свое психоэмоциональное здоровье на протяжение многих лет и успешно реализоваться в профессии.
Во время супервизии коллеги объединяются и выступают как единая группа поддержки. Такие сессии являются эффективным инструментом для предупреждения психологической дезориентации (когнитивного искажения).
Участие в групповых супервизиях полезно не только для практикующих специалистов, но и для студентов. Будущие психологи получают возможность наблюдать за разбором типичных и уникальных клинических случаев, имевших место в практике участников сессий. Знакомясь с реальными сложностями, студенты могут осознать и оценить свое восприятие ситуации.
Супервизия и личная терапия – два основных инструмента, которые помогают в формировании профессионала.
Автор: Смирнова Мария Игоревна.
Рекомендуем
Образование: 2012 – 2016 гг. Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина
Специальность: Психология. Квалификация: Психология
Проходила обучение по когнитивно-поведенческой психотерапии, системной семейной психотерапии, EMDR, кризисной психотерапии.
Семейный психолог. Индивидуальная консультация для взрослых. Супервизор.