Психология личности

цена на прием психолога 60+60 минут сессия

значение личности в психологии.jpg

Изучив «азбуку» психологии, человек, безусловно, окажет себе большую услугу, потому что сможет более плодотворно контактировать с окружающими и решать актуальные задачи. Любой человек, с которым мы взаимодействуем, – это личность со сложным и неповторимым внутренним миром.

В то же время в процессе развития и формирования человеческой психики главную роль играют определенные закономерности, познавать которые необходимо и очень интересно. Чтобы получить представление о том, что такое психология личности, нужно подробно остановиться на всех формирующих эту личность элементах, изучить основные типы.

Разобравшись во всех нюансах, мы сможем строить свою жизнь и взаимоотношения с обществом более конструктивно и гармонично.

Цель: дать понятия об основах психологии личности и научить полноценно пользоваться полученными знаниями в реальной жизни. Вы узнаете, как психологи трактуют человеческую личность и ее главные проблемы, сможете рассмотреть каждую из составляющих в отдельности. Кроме того, ознакомитесь с исследованиями, ведущимися в данном направлении, и прочими интересными аспектами, касающимися личностной психологии.

Содержание:

  1. Что собой представляет личность
  2. Составляющие человеческой личности.
  3. Основные свойства личности.
  4. Теории, рассматривающие личность.

Что собой представляет личность

Феномен человеческой личности настолько сложен, что термин «личность» не поддается однозначной трактовке. Каждый из известных сегодня вариантов может претендовать на истину, и на их основании возможно вывести какое-то общее определение.

Наиболее популярное мнение о сущности человеческой личности такое:

Личность – это совокупность внутренних качеств и свойств конкретного человека, на основании которых он совершает общественно значимые действия. Именно свойства личности выделяют каждого человека из общей массы.

Есть и другие определения:

1. Личность является социальным субъектом, для которого характерны какие-то привычки и предпочтения, который накопил собственный опыт, навыки и знания, а также исполняет определенную социальную роль.

2. Личностью можно считать самодостаточного человека, способного строить свою жизнь и отвечать за свои действия.


Параллельно с понятием «личность» психологи оперируют понятиями «индивидуальность», «индивид».


Индивидуальность – совокупность уникальных качеств (данных от природы или выработанных), отличающих психику каждого человека.

Индивид – представитель социума, отличающийся набором определенных свойств психики.

Перечисленные понятия не идентичны, каждое из них включает какие-то свои нюансы. При этом рассматривать их полностью изолированно невозможно, ведь нужно учитывать все грани сложной человеческой личности.

Личность – это психологический феномен, и, чтобы составить о нем наиболее полное и объективное представление, требуется подчеркнуть главные, определяющие моменты. Именно из таких моментов состоит то, что называется структурой личности.

Личностная структура

Структура личности складывается из взаимодействия многих элементов: способностей, воли, характера эмоций и т. д. Все эти уникальные свойства называют чертами личности. В целях классификации они разделены на ступени (уровни):

1. Первоначальная – природные качества личности, а также возрастные, половые.

2. Вторая – особенности мышления, памяти и восприятия, таланты и способности, данные от рождения и развивающиеся в течение жизни.

3. Третья – личный опыт, в котором сконцентрированы полученные знания, а также выработанные навыки и умения. На эту ступень человек поднимается на протяжении всего своего развития в социуме.

4. Высшая – эта ступень подразумевает интересы, стремления, идеалы, взгляды, мировоззрение. Данный уровень достигается исключительно под воздействием воспитания и хорошо отображает идеологию социума.

Обозначенные уровни позволяют дать всестороннюю характеристику самому себе или любому другому человеку с точки зрения личностного развития.


Люди отличаются между собой бесчисленным множеством граней своей личности, причем на каждой из ступеней. Различны знания и навыки, взгляды и интересы, темперамент и характер. Как раз по этой причине люди конфликтуют – противоречия мешают им понять друг друга. 

Чтобы адекватно оценить себя или другого, необходимо обладать определенным набором знаний по психологии, сверяя его с собственным опытом и наблюдениями. Одним из основополагающих моментов здесь является понятие о ключевых свойствах личности и их особенностях.


Ключевые характеристики личности

Под свойствами (характеристиками) личности психологи подразумевают стабильные проявления психики, существенно влияющие на жизнедеятельность индивида и дающие возможность оценивать его с социально-психологической точки зрения. 

Другими словами, именно ключевые характеристики показывают, как человек строит свою деятельность и отношения с окружающими. В этот комплекс входят темперамент, мотивация, таланты, воля, эмоции, характер и т. д. Проанализируем каждое свойство по отдельности.

Характер человека

Характер – это выработанные в конкретной социальной среде методы взаимодействия индивида с окружающей действительностью и другими индивидами. От этих методов зависит способ жизнедеятельности человека.

Свой характер человек проявляет в манере общения с другими людьми, в особенностях реакции на те или иные явления и поступки окружающих. Например, индивид может отличаться тактичностью и деликатностью, а может быть бесцеремонным и иметь грубые манеры. Именно такие нюансы поведения и говорят о характере. Характер человека выделяет его из толпы тогда, когда он ярко выражен, например, очень сильный или, наоборот, слабый. 

Черты сильного характера – напористость, воля, целеустремленность. Люди безвольные, часто меняющие решения, не имеющие твердых стремлений слывут слабохарактерными. 

Все черты характера современные психологи классифицируют следующим образом:

  • коммуникативные качества, проявляющиеся в процессе общения: доброжелательность, злобность, отзывчивость, угрюмость, лекговерие, замкнутость, открытость;
  • деловые качества, выявляющиеся ежедневно, в процессе трудовой деятельности: трудолюбие, лень, неряшливость, аккуратность, пунктуальность, безответственность, добросовестность;
  • волевые качества: слабоволие, уступчивость, упорство, настойчивость.


Кроме того, выделяются качества (черты):

  • мотивационные, которые заставляют индивида действовать, проявлять и развивать активность;
  • инструментальные, влияющие на стиль поведения индивида.

Оценить собственный характер, «разложить по полочкам» его черты и особенности, осознать мотивы своего поведения очень важно. Таким образом у человека появляется шанс понять, какие силы движут им в жизни, что помогает, а что тормозит развитие. Некоторые качества окажутся развитыми достаточно или даже чрезмерно, а другие, возможно, следует усовершенствовать. 

Важно и то, что человек воочию увидит, с помощью каких поведенческих инструментов он взаимодействует с окружающей действительностью. Углубившись в собственный внутренний мир, человек получает бесценный урок по осознанию своих реакций на те или иные обстоятельства и ситуации. 

Нарисовав объективную картину своего «Я», можно двигаться дальше: составить план по улучшению собственной личности с целью максимальной самореализации. Собственные реакции и действия станут предсказуемыми, а значит, управляемыми. Человек сможет более продуктивно строить взаимоотношения с конкретным человеком, понимать, как следует отреагировать в том или ином случае, дабы избежать вредных воздействий и усилить полезные.

Темперамент человека

Под темпераментом подразумевается динамика состояний человеческой психики, то есть их скорость возникновения, продолжительность, силу, момент завершения.

Впервые определение и классификацию темпераментов дал в своих работах древнегреческий ученый и философ Гиппократ, живший в пятом веке до нашей эры. Типы темпераментов, обозначенные им, используются в психологии и сегодня.

Согласно учению Гиппократа, каждый человек в зависимости от своего темперамента может считаться меланхоликом, холериком, флегматиком или сангвиником.

1. Меланхолик. Данный тип отличает людей пессимистичных, сдержанных, ранимых, живущих в постоянном душевном напряжении. Для меланхолика значимо прежде всего то, что имеет отношение лично к нему. С трудом переносит даже незначительные сложности и неурядицы. Энергетический уровень низкий, поэтому обладатели этого темперамента быстро устают и «выдыхаются».

2. Холерик. Для этих людей характерны горячность, импульсивность, несдержанность, повышенная эмоциональность. Однако «взрыв» затухает так же быстро, как и возникает, если холерику уступают. Они настойчивы, постоянны в своих интересах, целях и стремлениях.

3. Флегматик. Люди неактивные, склонные к хладнокровию и бездеятельности. У них низкая возбудимость, но зато и успокаиваются они медленнее остальных. Флегматики консервативны, им сложно перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Расстаться со старыми привычками для них всегда проблематично. Тугодумы, не отличаются скоростью реакции. При всем при этом флегматики обладают рядом неоспоримых достоинств: им свойственны, терпеливость, выдержанность, самообладание, энергичность.

4. Сангвиник. Среди этого типа много оптимистов, юмористов и любителей пошутить. Обожают новое общество, без проблем знакомятся и общаются. Эмоциональны, быстро реагируют на раздражители, поступающие извне, поэтому их несложно развеселить или прогневать. Сангвиники обычно полны планов и надежд, с удовольствием берутся за новые проекты и упорно трудятся. Склонны к самодисциплине и контролю над собственными реакциями.

Конечно, предлагаемые описания далеко не исчерпывают особенности каждого из темпераментов, а только показывают главные их черты. Стоит заметить, что нет темпераментов «хороших» и «плохих», если не выказывать каких-то явных предпочтений. Каждый тип обладает как достоинствами, так и определенными недостатками.

Имея представление о темпераментах и их особенностях, можно использовать эту информацию в каждодневной жизни, ведь именно от типа темперамента зависит динамика основных психических процессов (мышления, внимания и т. д.).

Зная, какой тип темперамента доминирует у него, человек может лучше разобраться, с кем ему будет легче общаться и как именно выстраивать это общение, каких моментов следует избегать, а какие стоит развивать. Кроме того, понимая тип темперамента того или иного человека, легко решить, можно ли доверить ему ответственное поручение или какую-то тайну, «открыть душу», каким образом наладить взаимодействие, чтобы оно было конструктивным и эффективным.

Тип темперамента полезно учитывать при выборе партнеров по бизнесу, друзей и спутников жизни.

Чтобы адекватно оценить тип своего темперамента, лучше воспользоваться специальными тестами, которые составлены профессионалами.

Способности человека

Ни для кого не секрет, что разные люди, действую в идентичных условиях, порой добиваются неодинаковых результатов. И вот здесь обычно речь заходит о способностях, которые очень сильно влияют на достижения человека. Влияют способности и на обучаемость: один все схватывает «на лету», тогда как другому сложно усвоить даже элементарное.

«Способности» – неоднозначное понятие. С одной стороны, это комплекс состояний психики, зачастую называемых душевными свойствами. С другой, это обладание навыками, умениями и знаниями, достаточными для того, чтобы максимально эффективно выполнять определенные функции. Наконец, третья сторона: способности сами по себе – это не есть знания, умения и навыки, но это инструмент для их приобретения и использования.

Количество видов способностей, которыми может обладать человек, поистине безгранично. Тем не менее из можно классифицировать.

Элементарные (простые) и сложные

  • под простыми способностями подразумеваются обычные реакции органов чувств (различение запахов, вкусов, цветов), которые являются врожденными, но поддаются совершенствованию;
  • сложные – дающие человеку возможность заниматься разными видами культурной деятельности, сформировавшимися в процессе цивилизации; здесь уже необходимо обладать определенными задатками (склонностью) к одной из узких сфер деятельности.

Элементарные и сложные (специфические) способности могут гармонично «уживаться» в одном человеке и успешно развиваться параллельно, но не исключен и диссонанс.

Теоретические и практические

  • люди, обладающие теоретическими способностями, имеют склонность к абстрактному и абстрактно-логическому видам мышления, а также четкой постановке и решению теоретических задач;
  • обладатели практических способностей хорошо справляются с конкретными практическими заданиями, умеют эффективно действовать в различных жизненных обстоятельствах.

Способности к обучению и творчеству

  • способности к учебной деятельности влияют на успех обучения, приобретения знаний и навыков;
  • люди, одаренные творчески, способны создавать духовные и материальные ценности, выдвигать инновационные идеи, совершать открытия.

Способности к коммуникативной и предметной деятельности

  • под коммуникативными способностями подразумевается умение продуктивно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, производить установку и адекватную оценку межличностных контактов и связей, располагать к себе окружающих и находить с ними общий язык;
  • люди, наделенные склонностью к предметной деятельности, продуктивно взаимодействуют с неодушевленными предметами.


Для гармоничного развития личности важно, чтобы каждый вид способностей дополнял другие, сочетался с ними, удачно вписывался в общую картину. 

Именно эффективное сочетание и взаимовлияние способностей в конечном итоге определяют жизненный успех каждого индивида.


Кроме термина «способности» психологи используют и такие понятия как «талантливость», «гениальность», «одаренность». С их помощью возможности личности характеризуются полнее.

  • одаренные люди с рождения имеют задатки, влияющие на последующее развитие способностей;
  • талантливость подразумевает полный расцвет способностей, достигаемый в результате эффективного приобретения и применения знаний, навыков и опыта;
  • гениальность – наивысшая степень развития определенных способностей.

Как было сказано выше, жизненный успех всегда является результатом выявления и продуктивного использования человеком своих способностей. Печально, что большинство людей не достигают того, что могли бы достичь. 

Зачастую человек ищет причины собственных неудач во внешних обстоятельствах, тогда как корни их кроются в глубинах личности. Честно ответив себе на вопрос, насколько эффективно он пользуется своими способностями, той ли деятельностью занимается, человек может легко отыскать причины неуспеха. 

Занимаясь деятельностью, к которой у него отсутствует предрасположенность, индивид обрекает себя на прозябание и невозможность достичь весомых результатов, а значит, на общую неудовлетворенность жизнью. Чтобы как-то изменить ситуацию, желательно начать с точного определения своих склонностей.

Если, допустим, вы по натуре лидер и у вас есть задатки руководителя, то, работая архивариусом, вы не будете получать ни эмоциональных, ни моральных, ни материальных дивидендов. Тогда как на какой-то управляющей должности вы могли бы реализовать себя должным образом. Подобные случаи – яркие примеры занятия не своим делом.

Как выйти из тупика? В описанном случае разумно начать работать менеджером и постепенно развиваться в данном направлении. Способности к лидерству, которыми вы обладаете от природы, позволят выйти на должный уровень (конечно, при условии их систематического развития).

Постарайтесь найти время для определения собственных склонностей, «проштудируйте» глубины своего «Я», и вы поймете, какая деятельность вас интересует по-настоящему. Главное, чтобы это занятие приносило удовольствие и моральное удовлетворение. Оценив полученный результат, можно начинать строить планы о дальнейшем продвижении в определенном направлении.

Воспользуйтесь психологическими тестами и методиками для выявления способностей, выбор которых сегодня огромен.

волевая личность.jpg

Воля

Воля – одно из основных качеств, серьезно влияющих на процесс и результаты жизнедеятельности личности. Воля предполагает осознанный контроль за собственными реакциями, состоянием психики и поведением.

Именно наличие воли позволяет человеку управлять своими поступками и действиями, контролировать душевное состояние и адекватно реагировать на окружающее. Кроме того, посредством волевых усилий человек сознательно вносит в этот мир необходимые с его точки зрения изменения и усовершенствования.

Главным признаком наличия у индивида воли является способность принимать конструктивные решения, прикладывать усилия к реализации своих планов и преодолевать возникающие на этом пути затруднения. Человеку свойственно иметь разноплановые потребности, которые для него, тем не менее, равноценны. Эти интересы, мотивы и влечения зачастую противостоят друг другу, но с одинаковой силой побуждают человека к действию. Поэтому выбор оного из возможных вариантов делается именно с помощью сознательного волевого усилия.

Совершая волевое усилие, человек всякий раз ограничивает себя в чем-либо. Возможно, это «что-либо» даже более желанно и привлекательно, но мешает выполнению намеченного. Кстати, планирование –это также признак волевого поведения.

Человек, совершающий волевое усилие, не получает эмоционального удовлетворения, зато получает моральное, которое в полной мере ощущается только когда результат уже достигнут. Интересно, что во многих случаях волевое усилие направлено на победу над самим собой, обуздание собственных желаний и страстей, а не на преодоление каких-либо внешних препятствий.

Воля – это качество, помогающее человеку справляться с жизненными трудностями и невзгодами, достигать желаемых результатов и самосовершенствоваться. Карлос Кастанеда, гениальный писатель прошлого столетия, определял волю как состояние, заставляющее нас верить в победу и побеждать, несмотря на уверения разума, что поражение неизбежно. Можно смело утверждать, что сила человека (не физическая, а духовная) – в его воле. Чтобы развить в себе это ценное качество, необходимо постоянно тренировать и закалять его. Начать можно с несложных вещей. 

К примеру: составьте список дел, выполнять которые вам лень. Откладывая их «на потом», вы чувствуете внутреннее опустошение, «утечку» энергии. А вот если преодолеть себя и выполнить все необходимое, сразу ощущается прилив бодрости и позитива. Большинству из нас неохота прибираться, делать утреннюю зарядку, проснувшись чуть раньше, и т. д. 

«Внутренний лентяй», живущий в каждом человеке, будет подзуживать вас отложить все это на завтра или на неопределенное время, а то и вовсе обойтись без подобных дел. Не стоит слушать этого «внутреннего лентяя». Выполнив задуманное, вы обязательно сделаете себя сильнее, ощутите бодрость и удовлетворение.

Другой пример: обозначьте свои «слабые места», например, чрезмерное увлечение компьютерными играми, бесцельное лежание на диване, постоянный просмотр всех сериалов, бесконтрольное поедание лакомств и т. п. Подумайте, какая из них самая незначительная и откажитесь от нее на конкретный срок (день, неделя, месяц). Утешьтесь тем, что по прошествии этого срока вы сможете вернуться к давней привычке, если почувствуете потребность в этом. 

Наконец, главное: найдите предмет, условно символизирующий вашу слабость, и носите его с собой, не выпуская из виду. Не поддавайтесь на уговоры своего «лентяя» и не делайте ему никаких послаблений в течение всего намеченного срока. Таким образом вы будете тренировать собственную волю и через какое-то время сможете отказаться и от более существенных слабостей.

Эмоции

Сильнее всего на человеческую психику воздействует такое личностное качество, как способность испытывать эмоции.

Эмоции представляют собой уникальные личные переживания, «окрашенные» в приятные или негативные тона и имеющие отношение к удовлетворению важных жизненных потребностей.

Рассмотрим основные виды эмоций

1. Настроение. Под настроением подразумевается общее состояние психики на конкретный момент.

2. Элементарные эмоции. Они связаны с удовлетворением физических потребностей организма.

3. Состояние аффекта. Непродолжительная эмоциональная вспышка, внешне проявляющаяся в мимике, жестах.

4. Чувства. Комплекс переживаний, направленных на конкретный объект.

5. Страсть. Яркие, зачастую не поддающиеся контролю чувства.

6. Стрессы. Сильные (в основно негативные) эмоции вкупе с ненормальным физическим состоянием организма.


Эмоции (особенно страсть, чувства и аффективные состояния), ярко характеризующие каждого индивида, являются главнейшей составляющей личности. Любой человек отличается от других прежде всего на эмоциональном уровне. К примеру, у каждого свой порог возбудимости, своя продолжительность переживаний, индивидуальное преобладание позитивных или негативных эмоций. 

И все же самое главное – интенсивность и направленность переживаний.


Испытываемые эмоции влияют на жизнь человека чрезвычайно сильно. Именно благодаря им человек в определенные моменты принимает важные решения, высказывает мнение, поступает тем или иным образом. В большинстве случаев эмоции довольно быстро затухают, однако под их воздействием человек иногда совершает поступки, о которых потом жалеет. Такие эмоции отнюдь не способствуют улучшению жизни, нам же в данном уроке важно рассмотреть то, что позволяет подняться на более высокий уровень.

Очень важно научиться держать контроль над своими эмоциями и не давать им «разгуляться». В первую очередь не стоит забывать, что любая эмоция (позитивная или негативная) вскоре затухнет. Почувствовав, что в какой-то момент вас охватили отрицательные эмоции, сделайте над собой усилие и не дайте им выплеснуться, ведь очень скоро вы, возможно, пожалеете о своей несдержанности.

Бывает и наоборот – эмоциональную бурю человек переживает из-за того, что в его жизни произошло нечто необыкновенно радостное. Однако чрезмерно «распыляться» не стоит, ведь столь высокие энергетические затраты ослабляют психику и организм в целом. Наверное, каждому доводилось побывать в ситуации, когда после бурного восторга чувствовалось некоторое опустошение. Испытывая эмоции, мы неизбежно расходуем запасы своей внутренней энергии. Недаром мудрый иудейский царь Соломон считал, что проходит абсолютно все, поэтому «пройдет и это». Эти слова были выгравированы на его перстне, и в особо эмоциональные минуты он дотрагивался до перстня и в очередной раз прочитывал надпись. Таким образом Соломон обуздывал любую внутреннюю «бурю» и избегал ненужной растраты энергии.

Иметь представление об эмоциях и научиться их контролировать – очень важное качество, играющее большую роль в личностном развитии. Управляя собственными эмоциями, человек познает свою внутреннюю сущность.Чтобы обучение шло успешно, необходимо овладеть навыками самоанализа и самоконтроля. Большую помощь на этом пути оказывают духовные практики, такие как медитирование, йога и др.

Мотивация

Важнейшее качество любой личности – мотивация. Именно она играет главную роль в формировании наших стремлений и желаний. Мотивация заставляет человека погрузиться в изучение особенностей собственного внутреннего мира, узнавать что-то новое. Даже к чтению этого урока вас подвигло не что иное как мотивация.

Поведение человека контролируется двумя взаимодополняющими векторами: побудителем и регулятором. Побудитель активирует и направляет поведение, а регулятор ответственен за поведение в конкретной ситуации.

Разными сторонами мотивации выступают потребности, интересы, намерения и иные явления психики. Если сформулировать кратко, то мотивация –это совокупность факторов, объясняющих поведение индивида. Мотивация всегда основывается на мотивах.

Мотивом называют любой духовный или физиологический стимул, благодаря которому поведение человека становится активным и целенаправленным. Мотивы могут осознаваться или не осознаваться, быть настоящими или мнимыми, смысловыми и побуждающими.

Мотивация во многом зависит от:

  • потребностей – нужды индивида в вещах, требующихся для полноценного физического существования и психического развития;
  • стимулов – факторов, наравне с мотивами руководящих нашими поступками и подталкивающих нас на достижение определенных результатов;
  • намерений – осознанных решений, направленных на осуществление какой-либо цели;
  • побуждений – недостаточно осознаваемых и плохо сформулированных стремлений.

Мотивацию можно назвать энергоресурсом человека. Машина не может двигаться без горючего, а человек не может стремиться к чему-либо, развиваться и совершенствоваться «на пустом месте», не имея к этому мотивации. К примеру, у вас появилось желание разобраться в тонкостях человеческой личности, подробнее изучить психологию, и это стало мотивацией для прочтения настоящей статьи. Однако не стоит забывать: ни одна вещь или явление не может служить мотивацией абсолютно для всех. Кто-то реально воодушевляется, а кто-то остается равнодушным.

Изучив тонкости мотивации, можно успешно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Прежде всего нужно определиться с желаниями и целями, составить список первоочередных и долгосрочных задач. Причем речь идет не просто о хотении обладать тем и этим, а о вещах, вызывающих учащенное сердцебиение и эмоциональное возбуждение. Вообразите, что вы не только желаете, а уже получили желаемое. Если при этом чувства ваши «на взводе», значит, мотивация к действию верна.

Каждый человек время от времени находится на пике активности, за которым последует более спокойный период. Находясь в состоянии спада, важно помнить, ради какой цели вы должны продолжить движение. Путь к достижению грандиозных целей должен быть поэтапным. Тщательно обдумав каждый этап, можно начинать действовать. Лишь имея четкое представление о цели и конкретных шагах, направленных на ее достижение, можно рассчитывать на положительный результат.

Помогут знания о мотивации и в общении с окружающими. Допустим, вы обращаетесь к приятелю или сослуживцу с какой-либо просьбой. К сожалению, большинство людей устроены так, что, выполняя просьбу другого, они рассчитывают на какую-то компенсацию. Бескорыстие – достаточно редкое качество. Конечно, у разных людей корысть проявляется в разной степени. Если вы сумеете определить, чем именно можно заинтересовать данного человека, считайте, что нашли для него мотивацию. Увидев свою выгоду, человек скорее всего согласится исполнить вашу просьбу. Таким образом, каждый удовлетворит какую-то свою нужду, и все останутся довольны.

Личностное развитие

Все явления, рассмотренные выше, самым тесным образом связаны с процессом развития личности. Они находятся в зависимости от этого процесса и в то же время непосредственно влияют на него. Развитие личности – чрезвычайно обширная тема, вместить ее в рамки одного урока просто невозможно. По этой причине мы «пройдемся» лишь по поверхности, не углубляясь в нюансы.

Развитие личности идет параллельно с общим развитием индивида. Эта тема является одним из главных разделов практической психологии, но она очень многогранна и неоднозначна.

Под понятием «развитием личности» подразумеваются по меньшей мере четыре аспекта, которые исследуют:

  • процесс личностного развития (его динамика и механизмы);
  • результаты, достигнутые личностью в процессе своего развития;
  • методы и средства, помогающие воспитателям сформировать личность ребенка;
  • способы саморазвития, которые может использовать для себя каждый человек.

Тема личностного развития всегда была привлекательна для психологов и всесторонне исследовалась. Одни специалисты делали акцент на влиянии социально-культурной среды, методах этого влияния и моделях формирования личности ребенка. Другие во главу угла ставили саморазвитие человека, то есть самостоятельное воспитание им собственной личности.


Личность может развиваться как естественным образом, то есть без целенаправленных внешних воздействий, так и посредством последних. Естественно, результаты в обоих случаях будут неодинаковыми.


Человек способен заниматься развитием не только своей, но и чужой личности. Этим, по сути, и занимается практическая психология. Специалисты разрабатывают инновационные методики, составляют различные обучающие программы, проводят семинары и тренинги.

Самые известные теории исследований личности человека

К середине прошлого века сформировались основные исследовательские направления, касающиеся личностного развития. Коснемся самых популярных из них, для особо выдающихся приведем примеры.

Теория Фрейда

Зигмунд Фрейд рассматривал процесс формирования личности в тесной взаимосвязи с сексуальностью.

Структура личности, по мнению Фрейда, складывается из трех главных компонентов:

1. Компонент «Ид» – качества, переданные человеку с генами. Базой для развития всякой личности являются основные инстинкты, связанные с жизнью, смертью и сексуальностью, причем доминирует последний.

2. Компонент «Эго» – отдел психики, отвечающий за контакты с окружающим миром, самосохранение и самозащиту.

3.Компонент «Супер-Эго» – это внутренний судья, оценивающий мысли и поступки «Эго». Здесь задействуются такие стороны как совесть, наблюдение над самим собой и выработка идеалов.

Из всех психологических теорий психоанализ Фрейда считается самым популярным учением. В нем делается акцент на глубинные, не осознаваемые стимулы и побуждения индивида, а особая роль отводится сексуальному влечению. Психоанализ базируется на теории, что поведение человека, а также весь приобретенный им опыт находятся в тесной взаимосвязи с глубинными и иррациональными побуждениями, которые почти всегда не осознаются.

Одним из главных методов фрейдовского учения подразумевает использование и сублимацию собственной избыточной энергии. Иными словами, такую энергию необходимо научиться перенаправлять на достижение каких-то конкретных целей. К примеру, энергию гиперактивного ребенка можно реализовать с пользой, отдав чадо в спортивную секцию.

 Другой пример сублимации избыточной энергии. Допустим, в очереди к дверям медицинского кабинета вы столкнулись с беспардонным хамом, который нагрубил вам, оскорбил, вызвав в вас целый поток отрицательных эмоций. Вы почувствовали, что эту избыточную энергию вам необходимо как то реализовать, иначе вас просто «разорвет». Лучший выход в данном случае – поход в бассейн или тренажерный зал. Там вы трансформируете весь накопленный негатив в положительную энергию и выйдете на улицу бодрым и спокойным. Конечно, этот пример слишком примитивен, но все же дает возможность уловить сущность метода.

Пригодится фрейдовская теория и в таком занимательном деле как толкование снов. Зигмунд считал, что сновидения всегда отзеркаливают то, что находится в глубинах человеческого подсознания. Зачастую мы даже не догадываемся, что именно там сокрыто. Стоит задуматься о том, что именно дало толчок к тому или иному ночному видению. При этом самым верным ответом будет тот, который первым пришел в вашу голову. Таким образом, сон – не что иное как реакция подсознания на внешние события.

Используйте психоанализ и в оценке своих личных отношений. Разбираясь в отношениях с партнером, можно опираться на два важных явления:

  • «транфер» – перенос собственных чувств и мотивов на партнера;
  • «контр-трансфер» – противоположный процесс.


Уделив данной теме пристальное внимание, можно разобраться в нюансах своих взаимоотношений с любимым человеком, выяснить причины возникновения проблем и отыскать пути для скорейшей нормализации ситуации.


Карл Густав Юнг и его аналитическая теория

Знаменитый психоаналитик Юнг впервые дал определение понятию «Я». Он трактовал «Я» как стремление каждого индивида к целостности собственной личности. Именно Юнг разделил людей на два типа: экстравертов и интровертов. По мнению ученого, внимание первых сосредоточено на объекте, а вторых – на собственном внутреннем мире.

Аналитическая психология Юнга рассматривает личность как симбиоз врожденных задатков и направленности на будущее достижение результатов. Личность, согласно Юнгу, всегда стремится к самореализации, а в качестве инструмента используется метод интеграции и гармонизации различных составляющих личности.

Юнг полагал, что основные личностные характеристики даны каждому человеку от рождения. Окружающий мир не формирует личность, так как она, по сути, уже сформирована природой, однако способствует яркому проявлению заложенных качеств.

Кроме того, Юнг выявил несколько сторон не осознаваемого: индивидуальность, семья, группа, национальность, раса, коллектив. Рождаясь, человек уже имеет в себе черты и качества определенной психической модели. Эти модели формировались и развивались на протяжении многих сотен тысяч лет, и все представители конкретной модели накапливают опыт и реализуют себя совершенно определенным образом. В связи с этим Юнг выделил рад так называемых архетипов и доказал их влияние на мысли и поведение людей.

На практике теория Юнга широко применяется для определения типа установки – своего или другого человека. Например, если вы или кто-то из ваших знакомых обладаете такими чертами как нерешительность, чрезмерная чувствительность, замкнутость, подозрительность, а также стремитесь всеми способами защититься от внешнего мира, то ваша установка – интроверт. Люди общительные, открытые, контактные, доброжелательные, склонные к чрезмерному доверию и неосторожности согласно своей установке относятся к экстравертам.

Выявив собственный тип установки по Юнгу, вы сможете сделать то же самое и по отношению к другим людям, и в итоге научитесь правильно оценивать реакции, мотивы и побуждения конкретного человека. Все это даст возможность выстраивать взаимоотношения более эффективно и получать при взаимодействии с людьми желаемые результаты.


Аналитическую методику Юнга с успехом используют также для анализа и оценки поведения – своего и других людей. Основываясь на учении о сознательном и бессознательном, можно научиться определять главные мотивы, влияющие на ваше собственное поведение, а также поступки людей из вашего окружения.

Еще один пример. Вас беспокоит, что ваш ребенок в определенном возрасте вдруг начал относиться к вам враждебно, замкнулся в себе и как бы абстрагировался от внешнего мира. Пугаться не стоит: начался процесс формирования индивидуальности. Этот этап проходят большинство юношей и девушек. Согласно Юнгу, впоследствии молодой человек вступает во вторую стадию индивидуализации: «возвращает» себя миру, не стремясь больше отгородиться от окружающих. Чтобы выявить подобные процессы, лучше всего воспользоваться методом наблюдения.

Личностная теория Уильяма Джемса

Анализируя личность, Джес выделял три аспекта:

  • структура личности (ее составляющие, объединенные в свою очередь в три группы);
  • оценка человеком собственной личности (с учетом испытываемых при этом чувств и эмоций);
  • забота о самосохранении (в которой задействованы составляющие личности).

Альфред Адлер и его «Индивидуальная психология»

Адлеру принадлежит понятие «стиль жизни». Стиль жизни конкретного человека можно охарактеризовать, изучив мотивы его поведения, проанализировав установки, влияющие на те или иные поступки. Индивидуальная психология базируется на постулате о том, что определяющим мотивом в развитии любой личности является ее стремление к доминированию. Согласно Адлеру, на стиль жизни оказывают влияние следующие типы установок:

  • управление;
  • получение;

  • избегание;
  • социальная полезность.

Альфред Адлер считал, что его учение поможет людям глубже понять себя и окружающих. Именно Адлера предвосхитил появление феноменологической и гуманистической психологических теорий.


Роберто Ассаджоли – психосинтез

Исследуя структуру личности, Ассаджоли разделил ее на ряд подструктур:

  • не осознаваемое низшее
  • не осознаваемое среднее;
  • не осознаваемое высшее;
  • поле сознания;
  • индивидуальное «Я»;
  • высшее «Я»;
  • не осознаваемое коллективное;
  • альтернативная личность (второе «Я»).

Психическое развитие, по мнению Ассаджоли, должно основываться на упрочении единой структуры психики, то есть в гармоничном взаимодействии осознаваемого и неосознаваемого, телесного и духовного.

Физиологическая (биологическая) теория типов

Эта теория фокусирует внимание на особенностях структуры тела. Самые известные труды на данную тему:

1. Эрнст Кречмер, «Типология». В этой работе автор рассматривает взаимосвязь между строением тела и его психикой. Кремер обозначил четыре типа телосложения: лептосоматический, пикник, атлетический и диспластический.

2. Уильям Герберт Шелдон в своей работе рассматривал вопрос о влиянии формы тела на психические процессы. По его мнению, существует три типа конституции человека: эндоморфный, эктоморфный и мезоморфный.

Концепция личности Эдуарда Шпрангера

Шпрангер полагал, что психологических тип индивида зависит от его способа миропознания. Речь идет о приоритетных духовных ценностях. Таким образом, личность может быть:

  • теоретической;
  • экономической;
  • эстетической;
  • социальной;
  • политической;
  • религиозной.

Гордон Олпорт – диспозициональное направление

Олпортом была создана так называемая «теорию черт», согласно которой каждый индивид уникален и понять эту уникальность можно с помощью выявления определенных черт личности.

Олпорт ввел в психологию такое явление как «проприум», под которым подразумеваются отличительные качества внутреннего мира человека, то, что свойственно только ему. Проприум выводит личность на позитивный, творческий и способствующий саморазвитию путь, который гармонирует с самой природой человека. Уникальность, по Олпорту – это внутренняя стабильность, постоянство. Структура личности должна быть прочной и неделимой.

Интрапсихологическая теория Курта Левина

Левин провозгласил, основной движущей силой каждой личности является ее внутреннее содержание. Ученый сделал акцент на изучении потребностей и мотивов индивида.

Левин был поклонником гештальтпсихологии, рассматривающей личность в ее единстве и целостности. Исследователь трактовал личность по-своему: основной движущей силой, способствующей развитию, он считал взаимодействие индивида с конкретными обстоятельствами и определение отношения к ним. Эта теория была названа типологической (динамической).

Теории феноменологические и гуманистические

Эти учения базируются на вере в положительную сущность каждого человека, которая закладывается природой. Во главу угла ставятся индивидуальные переживания и стремление к самореализации.

Главными апологетами данной теории были:

  • Абрахам Харольд Маслоу, выдвинувший идею о стремлении индивида к самоактуализации;
  • Карл Рэнсом Роджерс, сосредоточившийся на концепции о личностном росте.

Философско-психологический принцип Эриха Фромма

Главное внимание Фромм уделяет полному раскрытию индивидуальности, игнорируя при этом взаимодействие личности с социальной средой.

Экзистенцинализм Виктора Франкла

По мысли Франкла, самыми важными факторами для успешного личностного развития выступают свобода, ответственность за свои действия и определение смысла жизни.

Все известные сегодня теории по-своему уникальны, значимы и ценны. Каждый из ученых сосредоточился на исследовании важнейших сторон человеческой личности, выдвинул весомые аргументы и этим самым внес свой вклад в науку психологию.


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Звоните, и мы поможем Вам!
Задайте нам вопрос +7(812) 920-49-90

или
напишите ваш почтовый адрес: